Звук Tyler, the Creator | Патчи, сетап и немного теории
Tyler Gregory Okonma, более известный как Tyler, the Creator, рэпер и продюсер с уникальным альтернативным взглядом на хип-хоп. Tyler продюсирует всю музыку с собственных релизов. Также в качестве продюсера он засветился на релизах Frank Ocean, Earl Sweatshirt и Mac Miller.
Его стилю намного меньше, чем его предшественникам, свойственно использование сэмплов, а его нестандартной агрессивной подаче текста зачастую аккомпонируют синтезаторы и электрические пианино. На фото комнаты Tyler'a, выложенной в 2015 году, можно рассмотреть Roland Juno-6, JX-8P и Microkorg. Также в интервью 2018 он заметил, что владеет Yamaha DX7. Ко всему прочему Tyler сооснователь альтернативного хип-хоп коллектива Odd Future. Он же автор обложек альбомов и дизайна атрибутики.
В этой статье воспроизводятся некоторые из звуков с релиза Flower Boy. Я использую софтверный синт TAL U-NO-LX, эмуляцию Roland Juno и ряд плагинов из коллекции Arturia. Ссылка на патчи в конце статьи.
У меня есть Juno, Roland и кучу всякого — всё это достаю, когда приспичит. Типа, я однажды залез в интернет и взял синтезатор от балды — не хотелось разбираться, ждал сюрприза. Купил DX7 и без нужного картриджа, в итоге получил кучу случайных звуков, которые отлично подошли. Многие из тех клавиш я использовал на последнем альбоме — они подарили мне звуки, которых у меня раньше не было. Некоторые из звуков, даже самые дешёвые, были очень жирными со всеми этими текстурами и характером. — Tyler, the Creator

Foreword
Первый трек, Foreword, выстроен вокруг гармонически минималистичного семпла и последовательности джазовых синтезаторных аккордов — мотива, который будет прослеживаться на протяжении всей записи. Звук синтезатора состоит из пилообразной и квадратной волн, пропущенных через хорус эффект, что легко воспроизводится на Arturia Prophet V. Загружаем пресет Pro5 2 Osc и понижаем показатель frequency (частота) одного из осцилляторов на 12 полутонов или октаву. Оба осциллятора переключаем на квадратную (square) форму волны и выставляем ручки PW (англ. pulse width — ширина импульса) на 10 часов и 2 часа. В секции фильтра выставьте обе ручки cutoff (срез, отсечка) и ручку envelope amount (уровень воздействия огибающей) на середину и увеличьте уровень attack (атака) до 300 миллисекунд, тем самым создав небольшой fade у фильтра. Немного увеличьте показатель resonance и добавьте встроенный в Prophet V хорус (chorus). Ручку wet/dry выставляем на 50%. Сохраняем патч и начинаем играть джазовые аккорды. Flower Boy vibes ready!
Бас в видео идет из Arturia Mini V, а бит засемплирован из композиции Spoon (Sonic Youth Mix).
Гармонически хроматическое движение заставляет аккордовую прогрессию звучать интригующе и джазово. В прогресси присутствуют спускающиеся хроматические ступени D-Db-C-B. В дополнении ко всему последние два аккорда — это пример каданса ii-V, но с тритоновой заменой на V аккорде. По сути таким образом один доминантный септаккорд заменяется на другой, находящийся на расстояние от первого в 6 полутонов. В таком случае оригинальная ii-V это Dm7 | G7, но с заменой — это Dm7 | Db7.


Boredom
Boredom выстроена вокруг еще одной джазовой аккордовой последовательности, сыгранной на электронном пианино, и синтетических ретро лидов, которые Tyler вполне мог сыграть на одном из своих синтезаторов от Roland. Для того, чтобы создать в своей DAW патч электрического пианино подгружаем Arturia Stage-73 — программную эмуляцию Fender Rhodes. Ищем пресет Smooth Jazz, который будем использовать как базис. На характер звучания электро пианино сильно влияет показатель динамической чувствительности (velocity), поэтому, если используете MIDI клавиатуру, играйте мягко. Также можно поиграть с настройками усиления (amps). Попробуйте для получения более яркого звука с помощью эквализации понизить уровень баса и приподнять высокие. Я еще пропустил патч через RC-20 Retro Color от XLN Audio, что добавило треку винилового вайба. Хорошая бесплатная альтернатива RC-20 Retro Color — плагин Vinyl от Izotope.
Для создания синтетических лидов можно использовать TAL U-NO-LX. Он поможет придать звучанию хорусный характер Roland Juno. Первый лид — это предельно простой патч на основе пилообразной волны с движением фильтра с быстрой атакой (pluck). Второй патч, на котором сыграны более длительные мелодии, базируется на модуляции ширины пульса (PWM), что приводит к богатому, похожему на струнные звучанию. Включаем осциллятор с пилообразной формой волны и выставляем показатель PW на 7. В качестве источника модуляции (mod source) выбираем LFO. У LFO выставляем показатель частоты (rate) на 3; LFO должен работать в режиме FREE. Результат смешиваем с пилообразной волной и получается очень яркий, наполненный гармониками звук. Остальные настройки берите прямо из видео чуть ниже! Бит для песня засемплирован из The Montereys Get Down.
Гармонически последовательность аккордов — это классическое джазовое повторение ii-V-I, с акцентом на аккорде V. Для этого он был расширен до нонаккорда, что добавило больше диссонансности и джазового привкуса. b9 в аккорде Eb7 создает в последовательности спуск голоса F-E-Eb.
Glitter
Glitter сыграна на ретро синтезаторе напоминающем о треке Ohio Players Funky Worm. Во-первых, синтетические аккорды имеют резкую атаку с хорусным сустейном. Возможно последнее достигается леерингом, но эффекта легко добиться и в рамках одного патча. Запускаем дефолтный патч TAL U-NO-LX, опускаем звук саба до 2, выставляем фейдер HPF на 3 и показатель cutoff VCF на 5. Включаем эффект chorus II и по сути получаем патч Juno. Для добавления резкой атаки просто поднимите оба фейдеры envelope amount и decay до уровня между 3 и 4. Используйте компрессор для выравнивания громкости патча и кучу delay'я для добавления пространства.
Для лида используем пилообразную волну с HPF, cutoff и resonance выставляем на 5, а хорус отключаем для большей сухости. И я еще раз использовал RC-20 Retro Color, чтобы лиды зазвучали как с винила. Он добавил легкие звуковые искажения, которые свойственны семплам.
November
November начинается с будто отварпленного синтезаторного патча, который еще чуть позже снова появляется. Патч кажется сложным, но его легко создать с помощью продвинутых возможностей модуляции Prophet V. Снова начинаем с шаблона Pro5 2 Osc. Затем ищем секцию Poly-Mod (верх слева), включаем фильтр и выкручиваем ручку Osc B до 50%. Теперь питч осциллятора B это источник модуляции cutoff фильтра, что приводит к интересному движению фильтра. Выкручиваем ручки cutoff и envelope на 10 часов, а ручку resonance на 11. Выставляем время атаку фильтра на 110 мс и вырезаем с помощью эквалайзера все частоты ниже 300 Гц.
See You Again
See You Again одна из самых многослойных композиций альбома. Она начинается с простого пианино и завершается практически оркестром. Основной синтезатор, вступающий на 24 секунде может быть создан на Prophet V с помощью расстроенной пилообразной и квадратной волн, прикрытого фильтра (cutoff на 2 часа) и небольшого количества хоруса (подмешиваем 25%). Лид звучит ярко и напоминает патч в струнном стиле. Подобное звучание можно найти в базовом патче Blue Moon с Arturia Solina V. Для большего соответствия оригиналу я использовал плагины от Arturia Piano V и Mini V.
Гармонически лишь последний аккорд последовательности включает в себя ноты из другого лада. Первые три аккорда это I - vi- ii. Последний аккорд G7 — это тритоновая замена аккорда V , то есть C#7. Вообще последние два аккорда отсюда функционально те же, что и последние два аккорда в композиции из начала статьи.
- Комментарии