Разновидности модульных синтезаторов
2 сентября 2019 19:29
Модульные синтезаторы разделяются на так называемые форм-факторы. Форм-фактор описывает основные характеристики модуля: размер передних панелей, тип питания, вид разъемов для коммутации модулей, электрические стандарты, позволяющие модулям «разговаривать» друг с другом должным образом...
MOOG и EURORACK
Большинство поклонников модульного синтеза согласятся, что сегодня на рынке модульных синтезаторов доминуруют два формата: Eurorack (иногда его называют «Doepfer» или «3U») и Moog (также известный как «dotcom» или «5U»). Есть альтернативы: FracRack, Serge, Buchla и т.п., но дабы не превращать статью в лонгрид остановимся на основных представителях рынка.Форм-фактор MOOG (“5U”)
Первый в мире управляемый напряжением «модульный синтезатор» был создан Бобом Мугом и его командой в компании R.A. Moog Co. в начале 1960-х годов. Компания продемонстрировала систему на конференции AES в 1964 году и начала принимать на нее заказы в 1965 году. Первые экземпляры были приобретены лишь несколькими дальновидными композиторами с кучей денег и большим интересом к изучению новых звуков (в их число входили Эрик Сидай и Ричард Тейтельбаум).Тем не менее, в течение нескольких последующих лет модульные синтезаторы Moog нашли применение на студиях и пространстве поп-музыки.
В 1967 году The Monkeys использовали систему Moog Modular при записи своего четвертого альбома Pisces, Aquarius, Capricorn & Jones Ltd. В 1968 году Венди Карлос использовала Moog Modular в уникальном электронном альбоме Switched-On Bach. В разрезе электронной музыки альбом стал культовым, так как ознаменовал собой первое знакомство широких масс с синтезаторной музыкой. К 1970-м годам модульные системы Moog использовались многими ведущими музыкантами того времени, включая Кита Эмерсона, Яна Хаммера, Клауса Шульце, Tangerine Dream, The Beatles и The Rolling Stones.
Компания Moog (названная Moog Music после 1972 года) продолжала выпускать модульные синтезаторы до 1980 года. Но несмотря на то, что оригинальное производство прекратилось в 1980 году, некоторые небольшие мастерские взялись создавать новые модули, а также клоны существующих моделей Moog. К таким производителям относятся Synthesizers.com (широко известны как модули «dotcom»), MOTM и ModCan. Эти бутиковые модули имеют такие же физические размеры и разъемы 1/4” (6,35 мм), как и оригинальные модули формата Moog, но они несколько модернизированы и имеют улучшенное распределение мощности по сравнению с оригинальными Moog (при желании их обычно можно адаптировать для работы с оригинальной системой Moog). С 2014 года сама компания Moog Music начала продажу ограниченного переиздания своих оригинальных модулей по чрезвычайно высоким ценам.
Moog и другие бутик-системы «5U» высоко ценятся в сообществе любителей модульных синтезаторов. Благодаря большому размеру передней панели появилась возможность расположить на устройствах большие регуляторы и переключатели, которые широко разнесены друг от друга, при этом оставив достаточно места для крупной, четкой маркировки. В этих системах используются крупные 1/4" разъемы и кабели, которые обеспечивают удобный патчинг. Наконец, эти массивные шкафы с однородно окрашенными модулями оказывают очень впечатляющий визуальный эффект, а их звук всегда великолепен. В формате 5U мало модулей в стиле «дешево и сердито» — все, как правило, дорогие, но соотношение цена-качество всегда на высшем уровне. Тем не менее, такие системы не обделены недостатками, например, они достаточно тяжелые и их тяжело транспортировать, а вариативность их модулей весьма ограничена из-за небольшого числа производителей. Ну и, конечно, ценник на такие модули невероятно высокий.
Форм-фактор EURORACK (“3U”)
В 1995 году компания Дитера Допфера Doepfer Musikelektronik GmbH создала модульный синтезатор под названием A-100. Система представляла собой такой же модульный синтезатор, как Moog Modular, но с двумя важными отличиями:Во-первых, модули Doepfer имели высоту «3U», гораздо более узкую минимальную ширину 10 мм (по сравнению с 54 мм Moog) и меньшие 1/8” (3,5 мм) разъемы для подключения модулей. Решение уменьшить размер позволило системам Doepfer значительно расширить функциональные возможности модулей в том же корпусе. Их легче транспортировать, а с уменьшением передних панелей и сопутствующих монтажных плат, как правило, уменьшалась и цена по сравнению с их аналогами на 5U.
Во-вторых, и это, возможно, еще более важное отличие, Doepfer опубликовал все характеристики своих систем в 1996 году под названием «Eurorack» и призвал третьи стороны создавать свои собственные модули для работы вместе с модулями системы A-100. Такой подход сработал очень эффективно, и многие мелкие производители начали создавать собственные специализированные модули. Их число росло год от года, и к 2018 году экосистема расширилась до более чем 300 брендов с более чем 7000 модулей Eurorack. Очевидно, что такое разнообразие дает возможность собрать тонко персонализированный рэк.
Системы Eurorack меньше, их легче транспортировать, и они дешевле аналогов 5U. И конечно, в такой богатой экосистеме существуют модули с разным уровнем качества: от «дешево и сердито» начального уровня до профессиональных и дорогих моделей. Правда, из-за такого широкого выбора системы могут стать очень загроможденными визуально, и большинство согласится с тем, что эргономика тут не так хороша, как у более крупных альтернатив 5U. Кроме того, наличие большого количества вариантов приводит к тому, что некоторые пользователи испытывают сложности по поводу выбора модулей для приобретения. Несмотря на это, Eurorack, несомненно, является сегодня самой динамичной и интересной областью модульного синтеза и пользуется популярностью у многих пользователей по всему миру.
Что значит буква “U”?
Высота модулей Moog, Eurorack и многих других форматов определяется широко распространенным «рэковым» стандартом. Это тот же стандарт, который используется в студиях звукозаписи по всему миру для монтажа оборудования, такого как предусилители и компрессоры. Этот стандарт был изначально разработан AT&T для размещения оборудования телефонии и продолжает использоваться спустя почти 100 лет. Фактически, современные центры обработки данных все еще используют такой 19-ти дюймовый рэковый стандарт для размещения серверов, коммутаторов и другого оборудования, как и большинство научно-исследовательских лабораторий, радиостанций и средств вещания.Высота одного такого рэка (монтажной единицы) составляет 1,75 дюйма (44,45 мм). Moog решил создавать свои модули высотой в 5 монтажных единиц, поэтому общая высота каждого ряда модулей составила 8,75 дюйма. Отсюда и сокращение «5U» (5 rack unit). Передние панели Doepfer A-100 были основаны на стандарте “Eurocard” 3U, который обычно используется в исследовательских лабораториях для испытательного оборудования. Дитер Дипфер познакомился с этим стандартом во время обучения в аспирантуре, а затем решил использовать его в своей системе A-100. На некоторых форумах вы можете увидеть, как пользователи ссылаются на корпус Eurorack «6U или 9U», это сокращение для того случая, когда кейс содержит два или три ряда модулей.
Заключение
Если вы собираетесь погрузиться в мир модульных синтезаторов, одним из самых важных решений, которое вам предстоит сделать, является выбор форм-фактора вашей системы. Два основных варианта — это люксовые системы Moog/5U или чрезвычайно популярный стандарт Eurorack.Если у вас нет особых причин для выбора другого варианта (например, вам просто нравится внешний вид и звук модульного оборудования Buchla), мы рекомендуем остановиться на Eurorack. Это сравнительно дешевая, портативная и, безусловно, самая разнообразная экосистема из всех модульных синтезаторов. Буквально каждый месяц появляются новые модули, которые готовы помочь в создании еще более феноменальных звуков.
Оригинальная статья
- Комментарии
Загрузка комментариев...