5 советов, которые помогут справиться с усталостью ушей и защитят ваш слух
От усталости слуха страдают музыканты, продюсеры и миксинг инженеры. Попробуем разобраться, как ее избежать.
Испытывали ли вы когда-нибудь боль в ушах, дискомфорт или повышенную чувствительность после продолжительной работы над проектом? Проблема знакома многим. Тем не менее часто упускается, что у этого недуга есть название, и он опаснее, чем может показаться.
Поговорим об усталости слуха. Это проблема затрагивает тысячи людей, работающих в музыкальной индустрии, тех кто постоянно находится под экстремальными уровнями шума, будь-то во время игры, микширования или прослушивания. Она обычно возникает после длительного прослушивания музыки на высокой громкости и вызывает боль, снижение качества восприятия или даже временную потерю слуха. Чаще всего ее испытывают после использованием наушников, хотя она вполне может быть вызвана и прослушиванием мониторов или колонок.
Усталость ушей обычно испытывают звукоинженеры и профессионалы непосредственно работающие со звуком, ведь именно они часами слушают одни и те же треки. Биологические механизмы усталости ушей до конца не изучены, но логично предположить, что, как и мышцы после физической нагрузки, уши могут изнашиваться и уставать без должного ухода и отдыха. Люди, страдающие от усталости ушей, могут испытывать так называемый временное смещение порога, которое искажает восприятие громкости и делает тихие звуки громкими, что очевидно может понижать качество конечного результата.
Если вам знакомы вышеописанные симптомы, то, возможно, вы уже встречались с усталостью ушей, и если не начнете бережно относиться к ним, то предупреждаем — это путь к потере слуха. Независимо от того, сталкивались вы с этим или нет, музыкантам и продюсерам важно помнить о признаках усталости и, что более важно, понимать, как избегать ее. Вот пять важных советов, которые помогут защитить важный актив — ваши уши.
Постоянно следите за уровнем громкости
В процессе длительной работы над треком уровни мониторинга могут незаметно подниматься, так как со временем ухо привыкает, а рука, так и тянется сделать погромче. Это плохая привычка. Не секрет, что чем громче музыка, тем лучше она звучит (чему есть научное обоснование), но это не повод постоянно работать на запредельной громкости.
Вместо этого рекомендуем постоянно следить за тем, на каком уровне проект находится в той или иной момент. Конечно, процесс микширования и продакшна неизбежно включает в себя прослушивание трека на разной громкости, в том числе и на высокой. Тут главное ограничивать время такого прослушивания и переходить на экстремальные высоты лишь на короткое время и при крайней необходимости.
Так на каком уровне следует сводить? На этот вопрос нет правильного ответа. Ответ на него зависит от размера и формы студийного пространства, используемых мониторов и личных предпочтений. Тем не менее хорошей практикой считается микширование на низком уровне (ниже 60-70 Дб) с периодическим повышением громкости.
По мнению врачей не стоит в течение длительного времени (8 часов и более) слушать что-либо на уровне превышающем 85 Дб. Если у вас появилось желание серьезно следить за уровнем громкости, попробуйте загрузить на смартфон приложение для измерения децибел и держать его на видном месте рядом с рабочим местом.
Регулярно делайте перерывы
Это простая и эффективная привычка. Усталость ушей возникает не только от высокой громкости, но и от долгой работы без перерывов. Да, слушать одно и то же часами может и необходимо, но у всего есть предел. Не заигрывайтесь с циклами — каждый раз, когда вы нажимаете кнопку воспроизведения во время сессии для этого должна быть причина.
Делайте частые перерывы. Уши должны отдыхать, восстанавливаться и калиброваться. Перерывы полезны не только для восстановления слуха, но и для мыслительного процесса. Часто лучшие идеи приходят во время коротких перерывов, сделанных непосредственно после работы над проектом. Такие периоды релаксации способны подкидывать интересные мысли и способы решения нетривиальных задач.
Структурируйте рабочий процесс
Когда речь идет о продакшне, четких простых правил мало, но куда лучше подходить к задаче с конкретным планом действий, а не тратить часы на бессмысленное поглощение звука. Чем лучше организация, тем быстрее завершится процесс и тем меньше вероятность того, что утомишься. Продумайте список задач, что и в каком порядке должно идти. Выпишите их, а затем решайте одну за другой. Стоит обозначить четкие сроки, решить сколько времени надо тратить на сведение. По плану что-то идет редко, но сам подход сократит общее время прослушивания и обеспечит необходимое количество перерывов.
Попробуйте использовать наушники открытого типа
Многие продюсеры отмечают снижение утомляемости ушей при использовании наушников открытого типа. В таких наушниках воздух проходит через амбушюры и динамики, и в этом есть смысл, ведь так нагрузка на уши становится меньше. Да, они пропускают больше звуков и в них по улице не походишь, но если вокруг нет дополнительных источников шума, они — самый полезный для ушей вариант.
К тому же есть мнение, что наушники открытого типа воспроизводят самый чистый, объемный звук в настоящем стерео.
Кстати, в ALLFORDJ широкий выбор открытых наушников. Вы наверняка сможете найти что-то подходящее.
Сводите не только ушами, но и глазами
Очевидно, что продюсер в первую очередь работает ушами. Однако с опытом приходит понимание — визуал в процессе микширования также не маловажен, а даже нужен и полезен для ушей. Часто обращаясь к тому же анализатору спектра, вы постепенно научитесь связывать картинку со звуком, и рано или поздно станете многое понимать всего раз взглянув на соответствующее изображение из того или иного инструмента. Перед тем как напрячь уши вы визуально поймете, что нужно исправить, а это сразу улучшает качество рабочего процесса и потенциально уменьшает время последующего напряжения перепонок.
- Комментарии