Обзор Teenage Engineering EP-133 K.O. II: Лучше, чем MPC?
EP-133 K.O. II появился в продаже совсем недавно. Его старт сложно назвать гладким, так как вскоре после выхода появились сообщения о проблемах со сборкой. Пользователи сообщали не только о проблемах со встроенным фейдером ("fader gate"), но и о проблемах со встроенной акустической системой и другими компонентами. Поэтому спустя несколько недель после начала продаж особенно интересно посмотреть на текущее состояние нового Pocket Operator.
Обзор Teenage Engineering EP-133 K.O. II — основные моменты
- Портативный сэмплер
- Соединение USB-C для питания, обмена данными и обновления прошивки
- Дополнительная беспроводная работа от четырех батареек AAA
- Встроенный динамик и встроенный микрофон
- Вход и выход через стерео мини-джек
- Вход и выход MIDI (TRS, тип A)
- Вход и выход синхронизации
- 12 голосов в монофоническом режиме или шесть голосов в стереофоническом
- 64 Мб памяти
- мультисегментный дисплей
- четыре партии/группы с 99 паттернами, длина которых может достигать 99 тактов
- чувствительные к скорости нажатия пэды и полифоническое послекасание
- многофункциональный фейдер
- один эффект посыла с возможностью выбора из шести эффектов
- мастер-компрессор
- 12 пробивных FX
Обзор Teenage Engineering EP-133 K.O. II — портативный сэмплер
Teenage Engineering EP-133 K.O. II, преемник сэмплера PO-33 K.O., является одним из самых популярных устройств в серии Pocket Operator. Однако шведский производитель значительно расширил возможности EP-133 K.O. II по сравнению с крошечным микросэмплером.
Релиз удивил многих, ведь Teenage Engineering, если не брать в расчет серию PO, известна в первую очередь довольно дорогим оборудованием. Однако за 349 евро EP-133 K.O. II предлагает ряд интересных функций. Однако после выхода EP-133 участились сообщения о неработающих фейдерах и других аппаратных проблемах. Итак, давайте сначала проверим работу фейдеров и других процессоров.
Обзор Teenage Engineering EP-133 K.O. II: Что с фейдером?
Teenage Engineering быстро обнаружила источник возможных проблем с фейдером: слабым местом оказалась упаковка. При неаккуратном обращении с упаковкой фейдер подвергается слишком сильному давлению при транспортировке, что приводит к его повреждению. Похоже, команда разработчиков TE нашла относительно простое решение. В новые комплекты поставки устройства уже входит прочное резиновое кольцо вокруг выступающего регулятора. Это стабилизирует его при транспортировке.
Колпачки и фейдер все равно нужно устанавливать вручную. Однако для установки фейдера с соответствующим колпачком необходимо сначала снять защитное резиновое кольцо. На практике это сложнее, чем кажется. Кольцо очень тугое, и когда тянешь за него, переживаешь, что оно может повредиться.
С помощью острых маникюрных ножниц и некоторого терпения резиновое кольцо с регулятора вполне можно снять. Затем устанавливаем крышку, осторожно надавив на нее пальцем. С поворотными регуляторами попроще.
Фейдеры идеальны?
После этого фейдер кажется немного более "шатким", чем с резиновым кольцом. Честно говоря, фейдер еще не идеален. Однако, в конечном счете, пользоваться вполне можно и с удовольствием. Справедливости ради надо отметить, что у продуктов других производителей бывает и хуже, так что это не такая уж большая проблема.
Аппаратная часть Teenage Engineering EP-133 K.O. II
Продолжим обзор Teenage Engineering EP-133 K.O. II. О том, что его внешний вид напоминает игрушки 1980-х годов, уже говорилось достаточно много. Карманный (очень плоский) калькулятор от Fisher Price с примесью LEGO — примерно так его можно описать.
Игрушечный характер EP-133 K.O. II носит и его дисплей с разноцветными сегментами и светодиодами. Хоть и недорогое, но отличное решение, ведь не только работает, но и выглядит круто — немного напоминает Nintendo, только в ярких цветах.
Клавиши щелкают, как клавиатуры Cherry. Однако здесь клавиши действительно реагируют на скорость и даже на послекасание. Батарейный отсек и динамик закрыты съемными "крышками", которые, как и все остальное, сделаны из пластика.
В целом EP-133 K.O. II выглядит довольно солидно, но нет уверенности, что фейдеры и ручки выдержат неаккуратной манеры игры. В любом случае, для транспортировки рекомендуем брать не модную мягкую сумку от производителя, а жесткий кейс.
Ввод/вывод, преобразователи и внутренняя память
Что касается входов/выходов, то EP-133 K.O. II удивительно универсален. Линейные сигналы вводятся и выводятся через 3,5-мм разъемы. Подключения синхронизации, вход и выход MIDI выполнены в том же формате. Если к линейному входу ничего не подключено, EP-133 K.O. II использует встроенный микрофон для записи сэмплов.
Питание сэмплера может осуществляться через USB-C или от аккумулятора (с четырьмя батарейками AAA). Этот тип подключения также используется для обмена данными и обновления прошивки.
Конвертеры работают в 24 битах, а внутренний поток сигналов — в 32 битах. Вы получаете 64 МБ встроенной памяти. Это шокирующе мало для современного поколения DAW, но по сравнению с олдскульными сэмплерами от AKAI или E-MU это довольно щедрый объем памяти. И он хранит все данные даже после выключения!
Обзор Teenage Engineering EP-133 K.O. II: Создание первых битов
EP-133 K.O. II напоминает ранние модели AKAI MPC. У него относительно простые функции, мало оперативной памяти и рабочий процесс, не основанный на типичных "чейзерных секвенсорах". Вместо этого на передний план выходят темно-серые пэды — так сказать, "num pad". В то время как в MPC обычно используется 16 пэдов, здесь их 12.
Это напрямую отражается в том, что вы получаете 12 дорожек (для сэмплов или MIDI-нот) в каждой так называемой группе. Каждая из четырех групп вызывается с помощью кнопок A, B, C и D. Каждая группа предлагает до 99 паттернов, каждый длиной до 99 тактов. В сумме это составляет проект, в котором можно разместить до 80 000 нот. А во внутреннюю память Teenage Engineering EP-133 K.O. II помещается девять проектов.
Помимо четырех кнопок для групп и 12 пэдов, за управление отвечают еще несколько кнопок. Кроме того, две поворотные ручки, а также многофункциональный фейдер управляют различными параметрами в зависимости от контекста. Третий поворотный регулятор управляет исключительно громкостью, а кнопка shift активирует дополнительные функции.
Звучит очень сухо, но управлять Teenage Engineering EP-133 K.O. II не очень просто. Для начала работы рекомендуем воспользоваться отличным онлайн-руководством.
Сэмплирование с Teenage Engineering EP-133 K.O. II — это мечта
Сэмплирование здесь более доступно, чем в любом другом известном сэмплере.
Хотите записать сэмпл? Нажмите кнопку сэмпла, установите уровень и порог записи, затем нажмите на один из подсвеченных пэдов и отпустите кнопку, как только запись закончится. Вот и все!
Teenage Engineering EP-133 K.O. II использует встроенный микрофон, если к линейному входу не подключен кабель. При сэмплировании через линейный вход вы можете заранее решить, хотите ли вы записывать в стерео, в режиме on, записывать только левый/правый канал или суммировать входной сигнал с монофоническим. Отлично!
Есть также довольно приятная функция измельчения. С ее помощью получится разбить брейкбит на отдельные фрагменты, автоматически распределяющиеся по пэдам.
После сэмплирования можно воспользоваться функцией редактирования, чтобы изменить несколько параметров, среди которых громкость, высота тона, стиль игры и панорамирование фрагментов. Также можно установить начальную и конечную точки, отредактировать огибающую (с атакой и сбросом) и создать временной отрезок.
Перенос сэмплов с компьютера на Teenage Engineering EP-133 K.O. II также не составляет труда. Для этого можно воспользоваться инструментом Sample Tool, для которого требуется Google Chrome с Web MIDI.
Рабочий процесс
Вместо того чтобы вводить звуки и ноты шаг за шагом с помощью пошагового секвенсора, с Teenage Engineering EP-133 K.O. II в первую очередь воспроизводишь отдельные партии в режиме реального времени. При желании их можно квантовать и даже перемешивать. Отдельные шаги можно редактировать, а теоретически можно создать и целый паттерн, но быстрее играть сэмплами и нотами напрямую.
Создав паттерн, можно продублировать его с помощью функции commit и расширить с помощью дополнительных настроек или наложений. Функция Commit, которая здесь является неотъемлемой частью, используется для многократного создания новых паттернов, хотя их нельзя объединить в целую композицию. Да, вы все правильно поняли: Здесь нет режима композиции! Вместо этого Teenage Engineering EP-133 K.O. II полагается на изменение паттернов и групп в режиме реального времени.
Teenage Engineering EP-133 K.O. II предлагает различные эффекты и даже небольшой лупер
Веселые эффекты оживляют живые джемы. Если во время работы нажать кнопку FX в сочетании с одной из 12 темно-серых кнопок, EP-133 K.O. II запустит различные эффекты. Они всегда синхронизированы с темпом и звучат круто.
Также есть эффект посыла, для которого доступны шесть различных эффектов. Однако их нельзя применять по отдельности к четырем группам. Например, если вы используете задержку в качестве эффекта посыла, можно выбрать только количество задержки, отправляемой в эту группу для каждой группы.
Шесть эффектов можно использовать как эффекты посыла и редактировать с помощью двух параметров каждый:
- Задержка
- Реверберация
- Дисторшн
- Хорус
- Фильтр
- Компрессор
В качестве глобального эффекта также доступен мастер-компрессор, который придает звуку чуть больше напористости и звучит весьма неплохо.
“Лупер" Teenage Engineering EP-133 K.O. II основан на динамике OB-4 производителя. Вряд ли получится извлечь из него много пользы. Предлагаем считать “лупер” просто приятным дополнением.
Несколько советов по использованию Teenage Engineering EP-133 K.O. II
- Используйте стереосэмплы только когда это действительно имеет смысл, что позволит сэкономить голоса синтезаторов.
- Для экономии памяти записывайте сэмплы с высоким питчем, а затем воспроизводите с низким.
- Если вы увеличиваете количество тактов уже записанного паттерна, новая часть автоматически добавляется к уже записанным. Это позволяет быстро создать базовую структуру на несколько тактов, которую после "фиксации" можно доработать как новый паттерн.
- Записывайте отдельные звуки с эффектом посыла и используйте их для создания новых (стерео) сэмплов. Это позволяет комбинировать различные send FX. Конечно, это можно сделать и с помощью эффектов punch-in.
- Запишите весь паттерн и создайте из него стереосэмпл. Однако вы больше не сможете его редактировать, но множество голосов снова станут свободными.
- Не забудьте, что через линейный вход можно направить сигнал с внешнего звукового генератора.
- Вы можете глобально перемещаться между так называемыми сценами и менять паттерны внутри групп. Нажимайте кнопки плюс/минус не с Main, а с A, B, C или D.
Заключение обзора Teenage Engineering EP-133 K.O. II
Несмотря на незначительные недостатки и ограничения, в целом Teenage Engineering EP-133 K.O. II выглядит вполне достойно. Что касается странностей, следует упомянуть нестабильный фейдер. Текущее решение с резиновым кольцом для стабилизации фейдера при транспортировке работает, но не является оптимальным. Возможно, в этом отношении будут сделаны улучшения. В любом случае, сама аппаратура работает отлично.
Что касается ограничений, то индивидуальные выходы были бы просто фантастикой, а отсутствие режима song немного огорчает. Полифония, конечно, могла бы быть пошире, и хотелось бы больше партий и дополнительный эффект посыла. С другой стороны, EP-133 K.O. II бросает вызов творческому началу и может управляться практически вслепую и обладает приятным звучанием. Teenage Engineering EP-133 K.O. II ощущается как музыкальная игрушка в лучшем смысле этого слова, со встроенным микрофоном, динамиком и функцией автономной работы.
Однако несколько соперников на ринге все же могут потягаться с новинкой. Все зависит от потребностей и ожиданий. Первым на ум приходит сэмплер Roland SP-404 MKII, который предлагает множество классных функций по цене чуть менее 100 евро и уже имеет армию преданных поклонников. Это также относится к производителю Elektron, который предлагает очень доступный сэмпл-грув-бокс с Elektron Model:Samples. Sonicware LIVEN Lofi-12 и даже Korg Volca Sample также заслуживают внимания, даже если Volca Sample на самом деле принадлежит к другой весовой категории.
В целом, Teenage Engineering EP-133 K.O. II — определенно победитель. Любой, кто любит сэмплирование, несомненно, получит от него массу удовольствия. И, несмотря на то, что в целом перед нами забавный инструмент, он, безусловно, вполне подходит для серьезного продакшна.
Плюсы и минусы Teenage Engineering EP-133 K.O. II
Плюсы
- Встроенный микрофон и громкоговоритель
- Возможность работы от аккумулятора
- Отдельные входы и выходы для MIDI и синхронизации
- Возможность записи и воспроизведения MIDI-нот с полифонией
- Управление сэмплами и проектами на компьютере через USB
- Паттерны с возможностью записи до 99 тактов
- Быстрый рабочий процесс
- крутой пробивной FX и мастер-компрессор
- Кнопки реагируют на скорость нажатия
- Движения фейдера могут быть записаны
Минусы
- Новое защитное кольцо вокруг фейдера трудно снять
- Нет режима композиции
- Нет функции передискретизации
- Нет индивидуальных выходов
- Инструмент управления сэмплами в настоящее время работает только через браузер
- Эффект отправки редактирует всю группу
- Комментарии